Ответы на часто задаваемые вопросы

В какие прикладные решения "1С" включен "1С-Такском"?

  • "1С:Бухгалтерия 8", редакция 2.0 начиная с версии 2.0.35.5;
  • "1С:Бухгалтерия 8 КОРП" начиная с версии 2.0.35.5;
  • "1С:Бухгалтерия 8", редакция 3.0 начиная с версии 3.0.16.6;
  • "1С:Бухгалтерия 8 КОРП", редакция 3.0 начиная с версии 3.0.16.6;
  • "1С:Управление производственным предприятием 8", редакция 1.3 начиная с версии 1.3.25.1;
  • "1С:Комплексная автоматизация 8", редакция 1.1 начиная с версии 1.1.21.1;
  • "1С:Управление торговлей", редакция 10.3 начиная с версии 10.3.22.2;
  • "1С:Управление торговлей", редакция 11 начиная с версии 11.0.8.8;
  • "1С:Управление небольшой фирмой 8", редакция 1.4 начиная с версии 1.4.3.9;
  • "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8", редакция 1.0 начиная с версии 1.0.16.2.
Пользователи могут получить обновления в рамках информационно-технологического сопровождения (1С:ИТС) на очередном выпуске диска ИТС и/или на сайте поддержки пользователей "1С" (http://users.v8.1c.ru).

Состав прикладных решений, включающих "1С-Такском", будет расширяться. Кроме того, пользователи смогут встроить функциональность "1С-Такском" в другие конфигурации на платформе "1С:Предприятие 8.2" самостоятельно или с помощью партнеров "1С". Для этого фирма "1С" опубликовала на сайте поддержки пользователей http://users.v8.1c.ru "Библиотеку обмена электронными документами".

Как получить и установить сертификат электронной подписи (усиленной квалифицированной электронной подписи)

Сертификат электронной подписи можно получить у представителей компании "Такском" (http://www.taxcom.ru/about/regions) или в любом удостоверяющем центре (УЦ), входящем в пространство доверия ФНС (см. список на сайте ФНС).

Информацию об установке и настройке сертификата электронной подписи см. в документации на используемый криптопровайдер и в соответствующих разделах документации на используемое решение "1С" (например, для УПП или КА – http://its.1c.ru/db/metod81#content:4791:1).

Нужно ли дублировать электронный документ на бумаге?

Нет, дублировать электронный документ на бумаге не нужно, так как в соответствии с законодательством (например, ФЗ "О бухгалтерском учете", Налоговый и Гражданский кодекс, а также ФЗ "Об электронной цифровой подписи" и 63-ФЗ "Об электронной подписи") допускается существование оригинала документа как в бумажном, так и в электронном виде. При этом дублирование документа, оформленного в электронном виде, на бумажном носителе не требуется.

Можно ли подписать электронный документ "задним числом"?

Нет, так как при передаче электронного документа через оператора электронного документооборота фиксируется точное время и дата отправки документа.

Какие криптопровайдеры можно применять в механизме обмена ЭД?

Библиотека обмена электронными документами использует методы криптографии, предоставляемые платформой "1С:Предприятие 8.2", т. е. криптопровайдеры, поддерживающие интерфейс CryptoAPI. Предлагаем использовать наиболее распространенные криптопровайдеры, сертифицированные ФСБ России:

  • КриптоПро CSP: "Crypto-Pro GOST R 34.10-2001 Cryptographic Service Provider" (тип 75),
  • ViPNet CSP: "Infotecs Cryptographic Service Provider" (тип 2),
  • Signal-COM CPGOST Cryptographic Provider (тип 75);
  • ЛИССИ-CSP (тип 75).
Какие сертификаты подписей можно использовать при обмене ЭД?

Можно применять сертификаты подписей, область применения которых не запрещает их использование в подписании ЭД. Для этого достаточно при получении сертификата подписи в удостоверяющем центре пояснить, для каких целей планируется использовать сертификат.

Какие типы ключевых носителей (закрытой части ключа подписи) можно использовать при обмене ЭД (eToken, Rutoken и т. д.)?

Работу со считывателями (носителями закрытой части ключа) обеспечивает сам криптопровайдер, поэтому в решениях "1С" нет никаких ограничений на использование по типам ключевых носителей.

В каком виде нужно предоставить ЭД для внешних проверяющих органов, если они не принимают документ в электронном виде?

ЭД можно распечатать на бумажном носителе с отметкой, что документ подписан ЭЦП, заверить подписью ответственного лица и печатью организации (Письмо Минфина от 26.08.2011 № 03-03-06/1/521).

Где хранятся файлы ЭД и установленных ЭЦП: в СУБД или в файловой системе?

Предусмотрены оба варианта хранения файлов (настраивается в параметрах учета ИБ):

  • непосредственно в информационной базе (в СУБД);
  • в томах на диске (в папках файловой системы).
В чем особенности настройки обмена ЭД из решений, работающих в клиент-серверном режиме?

Клиент-серверный режим работы информационной базы "1С:Предприятия 8.2" подразумевает разделение процессов подписания электронных документов с помощью электронной подписи (ЭП) и их отправки.

  • Подписание ЭД происходит на рабочих местах пользователей, имеющих сертификат ЭП (т.е. на каждом рабочем месте, где будет происходить подписание документов ЭП, потребуется установленный криптопровайдер того же типа, что и на сервере, и установленные ключи электронной подписи).
  • Отправка уже подписанных электронных документов осуществляется централизованно с сервера "1С:Предприятия". Для идентификации клиента и автоматического подписания служебных электронных документов (например, подтверждения о получении), а так же для шифрования канала связи с серверами "Такском", используется отдельный сертификат ЭП (т.е. на сервере "1С:Предприятия 8.2" также должен быть установлен криптопровайдер и доступен сертификат ЭП). 
Таким образом, при настройке и обмене обмена электронными документами в клиент-серверном режиме работы, требуется на один сертификат электронной подписи больше, чем общее количество пользователей системы, имеющих персональный сертификаты. Оформить такой дополнительный сертификат для использования на сервере можно, например, на имя руководителя организации.

Для обмена ЭД с ЭП в клиент-серверном режиме работы, необходимо выполнить следующие настройки сервера "1С:Предприятия 8.2":

  • Установить средства криптографии.
  • Настроить запуск сервиса "Агент сервера 1С:Предприятия 8.2" под отдельной учетной записью пользователя и перезапустить его.
  • Зайти на сервер под пользователем, от имени которого будет запущен сервис "Агент сервера 1С:Предприятия 8.2".
  • Установить корневые сертификаты удостоверяющего центра.
  • Установить списки отозванных сертификатов удостоверяющих центров.
  • Установить пользовательские сертификаты (открытые части ключей), которые будут использоваться для подписания ЭЦП и авторизации на сервере Такском (для решения 1С-Такском).
Для того, чтобы проходила подпись ЭП на сервере "1С:Предприятия 8.2", а также авторизация на сервере Такском, закрытая часть ключа должна быть доступна на сервере "1С:Предприятия 8.2". Для этого существует 2 варианта:

  • Держать ключи на внешнем носителе и при необходимости вставлять его в сервер.
  • Скопировать закрытые части ключей в реестр сервера"1С:Предприятия 8.2" (в сеансе под пользователем, от имени которого запускается сервис "Агент сервера 1С:Предприятия 8.2") или держать носитель ключа подписи постоянно присоединенным к серверу. Пароль к закрытой части ключа нужно обязательно сохранить, установив соответствующий флажок.
Рекомендуется ограничить список доступных к подписи типов документов для сертификата, используемого на сервере, только служебными документами.

Так же есть возможность настройки и обмена электронными документами в режиме "на клиенте". В этом случае устанавливать и настраивать на сервере СКЗИ и ключи электронной подписи не нужно. Для этого нужно в общих настройках криптографии указать место проведения криптоопераций и авторизации - "на клиенте". В таком режиме использование регламентных заданий для автоматического получения и отправки ЭД невозможно!